Избранное
Выберите городОплатаО нас

Расширение ассортимента

16 июл 2020
#Секреты продаж
Время чтения: 5 минут

Расширение ассортимента: доступные методы и стратегии

К расширению ассортимента стоит подходить правильно.
О том, какие существуют методы и подходы, а также что влияет на необходимость расширения ассортимента – в этой статье.
Вы узнаете:
  • Что подразумевается под понятием ассортимента товаров.
  • Какие факторы влияют на расширение ассортимента.
  • Какие методы расширения ассортимента существуют. 

Понятие ассортимента продукции и потенциал для его расширения

Под ассортиментом товаров обычно понимают совокупность всех продуктов, которые производятся или реализуются компанией.
Нужно регулярно анализировать широту и глубину ассортимента, корректировать его количественный состав, вовремя убирать неактуальные позиции. Важной задачей является также расширение ассортимента.
 
Весь ассортимент продукции можно разделить на группы по свойствам, видам или ценам.
А в целом он характеризуется определенными показателями: широтой, глубиной, рациональностью, гармоничностью, насыщенностью, устойчивостью и новизной.

Ширина – это количество представленных групп продукции. Например, самый узкий ассортимент – это продажа только одного вида тканей (скажем, хлопка), а продажа других видов (трикотаж, шелка, швейная фурнитура) позволяет расширить ассортимент. Чем больше групп наименований, тем ассортимент шире.

Глубина, в свою очередь, характеризует наполненность ассортимента в рамках конкретной категории. Учитываются как цветовые вариации, так и, например, количество единиц разных размеров.

Насыщенность – это суммированный показатель всех товарных единиц в ассортименте.

Гармоничность характеризует степень соответствия производимых товаров по их признакам и характеристикам.
Гармонично - верхняя одежда, платки и палантины.
Не гармонично - верхняя одежда и металлические трубы.

Рациональность: Если ассортимент продаваемой продукции удовлетворяет актуальные нужды покупателей и в нем отсутствуют невостребованные позиции, его можно назвать рациональным.

Устойчивость ассортимента предполагает наличие в нем стойких к изменениям потребительского спроса позиций. Обычно речь идет о базовых нуждах и товарах общего потребления.

Новизна же, в свою очередь, демонстрирует степень соответствия производимых товара современным рыночным условиям и текущим трендам. Новизна может обеспечить конкурентное преимущество, если вы реализуете то, до чего пока не додумались другие – но этот показатель переменчив.

Что влияет на расширение ассортимента товаров?

Ситуации, в которых необходимо расширение ассортимента, рано или поздно возникают в деятельности любой компании. Понять, насколько изменения актуальны, поможет анализ следующих факторов.

Конкуренты
Здесь можно выделить два направления влияния – численное превосходство конкурентов и улучшение качества конкурентных товаров и сервиса. В первом случае имеет место демпинг – заходя на рынок, многие стараются привлечь покупателя за счет снижения цен до минимально возможного уровня. Во втором же речь идет о более продвинутых по качественным характеристикам товарах, которые вынуждают других продавцов пересмотреть подход к собственной продукции.

Изменение потребительского спроса
Для оценки этого фактора необходимо понимать, что рынком руководит покупатель. Поэтому нужно изучать аудиторию, отслеживать изменения в ее целях и потребностях, своевременно проводить опросы и исследования. Ассортимент товаров может оставаться стабильным и неизменным же только в некоторых исключительных случаях.



Методы расширения ассортимента

Ранжирование по важности

Этот метод также называют ABC-анализом. Он основан на знаменитом принципе Парето, где 80% прибыли обеспечиваются 20% факторов. Применительно к ассортименту можно сказать, что 1/5 всех товаров приносит предприятию 4/5 всей прибыли. Следовательно, суть метода заключается в ранжировании всей продукции по данному признаку.

В категорию «А» входит двадцать процентов самых эффективных товаров – они держат предприятие на плаву и являются основными источниками дохода. Внимание к этой лидирующей группе должно быть на высоте, поскольку именно они обеспечивают успешное функционирование компании.

Далее идут средние товары – 30%, обеспечивающие пятнадцать процентов прибыли, и наименее эффективные – половина всей продукции, по факту приносящая всего 5% прибыли.

Категорийный менеджмент

Этот подход подразумевает разделение всей продукции компании на группы товаров. Это может быть разделение по назначению, типу, виду и т. д.

Ассортиментная матрица

Система, вытекающая из основных принципов менеджмента категорий, заключается в том, чтобы составить матрицу товаров, выстроив логику процессов по закупке и реализации товаров с учетом важности и актуальности каждого из них.

Ассортиментная матрица представляет собой основу для стратегического планирования. С ее помощью можно определить актуальность расширения ассортимента, оценить наполненность в конкретные сезоны. Разная продукция имеет различный цикл жизни и по-разному нуждается в совершенствовании и реновации. Если вещь очень трендовая или сезонная (например пуховики), то ее срок жизни сравнительно короток. Зато это открывает возможности для сезонных новинок.

Стратегия расширения ассортимента

Отталкиваясь от четырех основных показателей ассортимента (глубина, широта, гармоничность и новизна), можно выделить соответствующее количество подходов к его расширению:
  • добавление новых цветов/размеров/вариаций существующей продукции;
  • дополнение ассортиментной линейки сопутствующими товарами:

В случае с верхней одеждой и кожгалантереей это, к примеру, платки и палантины; в случае с платками и палантинами это муфты, книги-самоучители по завязыванию платков, подарочные упаковки.
  • расширение за счет добавления промежуточных позиций для придания сбалансированности:

Пальто - платок- сумка. Платок - промежуточная позиция.

   Выбор стратегии зависит от цели расширения ассортимента. К данному решению могут подтолкнуть различные факторы, следовательно, и решение будет отличаться. Например, дополнение линейки новыми размерами может быть вызвано повышением интереса потребителей к данной марке или выходом на новый рынок, а расширение за счет введения в ассортимент новинок обычно продиктовано совершенствованием технологий и конкурентной средой.

   Расширение ассортимента компании нередко продиктовано финансовым критерием. Дополнение уже существующей продукции более дешевыми или более дорогими товарами может быть как первым шагом к смене ценового сегмента, так и расширением с целью охвата большей аудитории.

   Но слишком широкий ассортимент – это тоже плохо. Ключевым словом в разработке любой ассортиментной стратегии является «сбалансированность». Только взвешенный и последовательный подход позволяет четко определить векторы для развития и выбрать нужные ниши для дальнейшего наполнения новыми товарами.

Вывод

Расширение ассортимента – это дополнительные возможности для получения прибыли, реализации остатков, создания более гармоничного и продуманного товарного ряда, привлечения потребителей и повышения конкурентоспособности.

   Расширение ассортимента позволяет выйти на новый уровень, привлечь новых покупателей и повысить лояльность постоянных – главное найти правильный подход и тщательно проанализировать сопутствующие факторы.

Читайте также